Оценка бизнеса позволяет определить стоимость компании как имущественного комплекса, обеспечивающего получение прибыли его владельцу. В этом случае нужно оценивать не только материальные активы, но и эффективность ее работы, возможность дальнейшего развития, прибыль и иные факторы. Объектом оценки может быть предприятие как объект прав(бизнес) или имущественный комплекс, часть предприятия, его акции или пакет акций, доля в уставном фонде юридического лица.
Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя, и это делает возможным определение стоимости бизнеса как особого товара. На величину стоимости бизнеса влияют многочисленные факторы. Они включают мотивации покупателей и продавцов, производительность бизнеса, состояние окружающей финансово-экономической среды. Кроме того, на стоимости бизнеса отражаются физические, финансово-экономические, социальные и политико-правовые факторы.
Оценка бизнеса производится для различных целей, наиболее встречающимися из которых являются:
— продажи покупателю без проведения аукциона либо конкурса, мена, включая продажу в процедуре экономической несостоятельности (банкротства);
— внесения акций (долей) в виде неденежного вклада в уставный капитал юридического лица;
— продажи на торгах (аукционе, по конкурсу), включая продажу в процедуре экономической несостоятельности (банкротства);
— передачи в залог (ипотеку);
— передачи в доверительное управление;
— наследование;
— разрешения имущественных споров;
— реализации управленческих решений;
— передачи в аренду;
— выхода (исключения) участника из хозяйственного общества;
— иных, не противоречащих законодательству.